Есть музыка, к которой возвращаешься снова и снова, спустя годы. Это музыка, которая необычайно волнует и вызывает такую бурю эмоций и мыслей, что иногда не знаешь, куда спрятаться от нахлынувших чувств и воспоминаний. Со мной такое бывает, поэтому мне очень захотелось поделиться с вами вновь пережитыми эмоциями.
Наверное, вы помните (вы просто не можете не помнить) композицию «Another Brick in the Wall» британской группы Pink Floyd. «Another Brick in the Wall» («Еще один кирпич в стене») — это название трех песен из рок-оперы «The Wall» (1979), которые являются по сути вариациями на одну тему и имеют подзаголовки Part I, Part II, Part III. Очень меня трогает именно вторая часть (Part II), в которой мы слышим и чувствуем отчаяние главного героя, его протест против существующей системы образования.
Текст и перевод «Another Brick in the Wall»
We don’t need no thought control. — Не нужно контролировать наши мысли.
No dark sarcasm in the classroom. — Нет злому сарказму в классе.
Teachers, leave the kids alone! — Учителя, оставьте детей в покое!
Hey! Teachers! Leave the kids alone! — Эй, учителя! Оставьте детей в покое!
All in all it’s just another brick in the wall. — В общем, это просто еще один кирпич в стене.
All in all you’re just another brick in the wall. — В общем, ты просто еще один кирпич в стене.
“Wrong, Do it again!” — «Неверно, переделай!»
“If you don’t eat yer meat, you can’t have any pudding. — «Если ты не съешь мясо, ты не получишь свой пудинг.»
How can you have any pudding if you don’t eat yer meat?” — Как ты можешь есть пудинг, если ты не съешь мясо?»
“You! Yes, you behind the bike sheds, stand still, laddie!” — «Эй, ты! Да, ты за гаражом, стой смирно, парнишка!»
P.S. Обратите внимание, на двойное отрицание в строчках «We don’t need no education», «We don’t need no thought control», что недопустимо в английском языке. Вероятно, это намеренно допущенная ошибка с целью подчеркнуть низкое качество образования.
В своей песне Роджер Уотерс, бас-гитарист группы Pink Floyd и автор всех трех композиций, делится своими воспоминаниями и чувствами, которые всегда вызывала в нем школа. Надо сказать, что по поводу этой песни, много разных мнений, часто неоднозначных. Но если почитать об авторе или послушать интервью, где он высказывает свое мнение, то оказывается, что все гораздо проще. И не нужно делать категоричных выводов о том, что песня призывает нас отказаться от образования как такового. Эта песня — крик отчаяния против обезличивания, против превращения людей в серую безликую массу. Роджер Уотерс учился в Кембриджширской школе для мальчиков. Он вспоминает, что в большинстве случаев учителей интересовала тишина в классе и послушание, нежели сам процесс обучения.
«Вы не найдете во всем мире большего сторонника образования, чем я. Но образование, которое я получил в 50-ые годы в средней школе для мальчиков, было очень жестким и вынуждало сопротивляться. Учителя были слабы, и поэтому оказывались легкой мишенью. Эта песня задумана как бунт против заблуждающегося правительства, против людей, которые имеют над тобой власть и которые не правы. Поэтому, безусловно, песня призывала протестовать против всего этого.»
Mojo, 2009
На мой взгляд, Роджер Уотерс очень точно попал в точку. Эта песня задевает за живое. И если, хоть немного объективно, взглянуть на наши средние школы, то мы поймем, о чем эта песня. Конечно, в нашем случае, это не жестокость и не насилие, это попытка объединить всех в одну общую безликую массу, причем не только детей, но и их учителей. Лично мое мнение, с которым, наверняка, не согласится большинство. Так или иначе, «Another Brick in the Wall» — невероятная песня, заставляющая думать и сопереживать. Кстати, именно II часть была включена (под номером 375) в список 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone.